Очень часто можно услышать мнение от знатоков клавишных инструментов о том, что якобы концепция "рабочей станции" постепенно изживает себя. Однако, если принять во внимание количество рабочих станций, которые изготавливаются сегодня, можно с уверенностью сказать, что «рабочая станции» сейчас очень актуальна. Впервые название серии FA появилось еще в 2002 году, когда было выпущено модель Fantom FA-76. Сегодня она вновь о себе напомнила, однако слово "Fantom" уже не используется в названии. Итак, новинки FA-серии - продукты, представленные моделями FA-06 и FA-08 с одинаковым функционалом, но с разным количеством клавиш: 61 и 88 соответственно.
FA-08 чрезвычайно легкий и портативный
"Модель FA-08 очень легкая и портативная, как для 88-нотного синтезатора, ее полная масса составляет всего 16,5 кг."
Модель FA-08 очень легкая и портативная, как для 88-нотного синтезатора, ее полная масса составляет всего 16,5 кг. Для загрузки и полной готовности к работе этой рабочей станции нужного всего 8 секунд. Она выглядит стильно и практично, корпус модели выполнен из жесткого текстурированного пластика, а рабочая зона имеет черную и блестящую поверхность. Кнопки панели управления твердые на ощупь, а регуляторы, которые используются для настройки параметров, ощущаются немного мягче и более подвижными.
С эргономической точки зрения передняя панель проста и функциональна, без сенсорного экрана, с большим регулятором и удобными курсорами, которые используются для большинства нужд во время работы с редактором. Настоящая находка - кнопка «Shift» для прямого перехода к основным параметрам редактирования, устраняет необходимость постоянного прокрутки всего содержимого страниц.
Очень удобно то, что вышеупомянутый регулятор с курсорами находятся в непосредственной близости к клавиатуре, поэтому, играя обеими руками на клавиатуре, можно с легкостью покрутить колесико только одним пальцем. Было бы также целесообразным, если бы регуляторы секции «sound modify» находились так же ближе к клавиатуре.
Тестирование экрана
Цветной экран находится прямо посередине передней панели FA-08, и это производит весьма положительное впечатление, хотя, учитывая то большое количество отображаемой на экране информации в некоторых режимах (особенно это касается работы с секвенсором), он кажется чуть и, на самом деле, иногда становится трудно читать надписи таким мелким шрифтом. В любом случае, он гораздо лучше экрана моделей Jupiter-50 и Yamaha MOXF.
Как упоминалось ранее, FA-08 имеет 88-нотную клавиатуру. Клавиши удобного размера, с приятной на ощупь поверхностью, хотя, может занять некоторое время, чтобы привыкнуть к этому особому механизму «Ivory G», поскольку он требует приложения к клавишам определенного усилия при нажатии. Стоит отдать предпочтение модели FA-06, если синтезатор используется в основном для игры, хотя есть исполнители, которым нравится сильно давить на клавиши, и в таких случаях FA-08 может подойти идеально. Эффект усиления звучания после нажатия клавиш отсутствует (для всех FA), и может быть достигнут только при условии использования педали экспрессии.
Работа с редактором FA выполняется в интуитивно понятном интерфейсе, который является более простым по сравнению с новыми моделями других производителей Jupiter и Integra. Именно благодаря удобному интерфейсу, а также новой секции регуляторов «sound modifying» с матрицей параметров 6x4, которая позволяет оперативно применять до 24-х различных эффектов, FA-08 имеет ощутимое преимущество над ее более дорогими аналогами.
Стоит отметить, что все регуляторы имеют плавный ход и высокую чувствительность (в отличие от ступенчатых регуляторов модели MOXF), и это позволяет достаточно плавно изменять настройки нужных параметров. Возвращаясь к матрице параметров, следует отметить, что 18 из них (управление фильтром, обработки, FX- и EQ-эффекты и т.д.) являются заранее определенными и имеют заводские настройки, остальные - определяется настройками, которые выбрал пользователь (включая кнопку «DAW control») .
Ниже под экраном расположены 10 кнопок с двойным назначением для выбора нужных инструментов, каждый из которых (10 банков * 9) можно использовать для быстрого вызова во время живых выступлений или записей. Более того, возможны различные варианты звучания и даже двойное наложение звуков, и это все только одним нажатием кнопки.
По-настоящему глубокое звучание
Основная структура звукового модуля такая же, как в Integra-7. Это означает, что здесь имеются различные звуки (подобно Yamaha и Korg) и студийные эффекты (похожи на режимов «Mixing Mode/Performance Mode/Multis» на Yamaha или «Combis» на Korg соответственно). Благодаря этому, можно сгенерировать синтезаторные, перкуссионные, акустические звуки Supernatural и другие, имея возможность накладывать между собой до 16 различных звуковых дорожек.
К тому же, к каждому звуку можно отдельно применить выбранный мульти-эффект и арпеджиатор, а также дополнительно применить эффект компрессии, хорус, реверберацию и эквалайзер, используя регуляторы секции «sound modify». Подобно Integra-7, единственным минусом можно считать ограниченность полифонии до 128 звуков. При необходимости наложения большого количества звуков, придется смириться с частичными потерями, хотя можно использовать «voice reserve», чтобы этого избежать. В любом случае, FA - удивительно мощная рабочая станция, благодаря которой можно получить полное оркестровое, акустическое или синтезаторное звучания.
"Расширить звуковую палитру FA-08 можно бесплатно загрузив звуки из библиотеки Axial, что на веб-сайте компании Roland."
Расширить звуковую палитру FA-08 можно бесплатно загрузив звуки из библиотеки Axial, что на веб-сайте компании Roland. Также есть два встроенных виртуальные SRX-слоты, по которым можно загрузить новые SRX-звуки и все звуки/сэмплы с SD-карты (объемом до 32 Гб, 4 Гб карта идет в комплекте). Таким образом звуки можно легко загружать и выгружать, а также перемещать с компьютера на карту памяти через USB.
Кнопка «DAW Control» позволяет синхронизировать рабочую станцию с компьютером для обмена сэмплами с различными программными редакторами DAW и управления работой станции (эффектами, звуками и т.п.), используя готовые шаблоны. В общем, звучание FA очень похоже на Integra-7, что неудивительно, поскольку FA по сути и является Integra-7, хотя с меньшим количеством встроенных звуков (около 2000 против 6000-ти тысяч на Integra-7).
Очень привлекает качество звучания акустического и электронного пианино (с возможностью настройки резонанса и др.), баса, струнных и духовых инструментов, а также акустической гитары - все благодаря технологии Supernatural, что делает FA таким похожим на Integra-7 и Jupiter-50, Jupiter-80. Звуковой модуль Supernatural мощнейший и производительный, несмотря на то, что ему не хватает такого набора встроенных фильтров, который является в новой модели Jupiter. Однако, приложив минимум усилий и используя FX-эффекты, можно получить большинство классических и современных звуков - от пронзительных аналоговых к глубоким басам.
Не нужно забывать, что рабочая станция также имеет огромный набор звуков ударных инструментов Supernatural/PCM и синтезаторных звуков, которые воплощают все лучшие достижения предыдущих моделей Roland (D-50, XV-5080 и TR-808/909). Слегка разочаровывает, что нет возможности настраивать применения эффектов хорус/вибрато к звучанию органа с помощью регуляторов секции «sound modify», кроме как в редакторе через ручные манипуляции. Остается надеяться, что этот недостаток можно будет устранить с помощью обновлений, поскольку использовать регулятор и кнопки для прокрутки и настроек не совсем удобно.
Реальный претендент
Несмотря на все это, преимущество остается на стороне FA-06, который стал наиболее популярной моделью серии FA – из-за своей высокой производительности, легкости и портативности, а также подражанию звукам от флагмана Integra-7. Рабочая станция FA-08 также может работать как USB Audio/MIDI интерфейс, а наличие секвенсора и сэмплера только добавляют преимуществ, учитывая привлекательную стоимость инструмента.
Очень удобно, что для хранения звуков и сэмплов используется SD-карта, и для того, чтобы расширить память, достаточно просто приобрести новую карту. А благодаря возможности пополнять коллекцию звуков через веб-сайт, можно оставаться уверенным в их актуальности и в будущем. В итоге серия FA прекрасно выполняет большинство заложенных в нее функций. Подытоживая вышесказанное, хочется отметить, что эта рабочая станция достаточно функциональна, чтобы заставить поработать даже самых искушенных пользователей; ее интерфейс интуитивно понятен, а звучание совершенно.
Рейтинг MusicRadar: 4,5/5 звезд
Хорошая стоимость, портативность. Высокая производительность и функциональность, интуитивно понятный интерфейс. Коллекция звуков от звукового модуля Integra7 с возможностью расширения.
Вывод: FA - универсальная рабочая станция по очень привлекательной цене, которая является серьезной альтернативой моделям Korg Krome и Yamaha MOXF.
Источник:
|