Оставив далеко за плечами наше "счастливое" советское прошлое, мы теперь уже редко вспоминаем о, существовавшем в то время, жутчайшем дефиците учебных руководств по овладению техникой игры в различных стилях, чуждой марксистско-ленинскому учению, "буржуазной" музыки, лишь в ничтожной степени восполняемом затертыми и замусоленными, зачастую по многу раз переходящими из рук в руки, самиздатовскими перепечатками тех немногих школ, которые, с помощью различных ухищрений, все-таки пересекали границу "железного занавеса". Для того, чтобы получить возможность перепечатать или, в крайнем случае, переписать для себя вручную такую школу, нередко приходилось исполнять целые каскады ритуальных танцев перед счастливым обладателем одного из таких "ноу-хау". Правда, по воле случая, иногда можно было приобрести, у определенных лиц, подобную перепечатку и за деньги, но деятельности таких "реселлеров", как правило, сопутствовала недюжинная конспирация, вполне логично объясняемая пылким неравнодушием к ним уголовного кодекса СССР.
К счастью, эти времена остались далеко в прошлом и, вместе с открытостью физических и информационных границ, мы получили доступ и к целому ряду литературных источников, которые, еще двадцать лет назад, были для нас практически недоступными. Не минула сия счастливая участь и различных, "закрытых", до недавнего прошлого, музыкальных изданий, в числе которых - множество разнообразных инструментальных и оркестровых учебных пособий для джазовых, блюзовых, кантри- и рок-музыкантов.
С октября 2008 года, компания "Юритмикс" и магазин Мир Музыкальных Инструментов "Тик-Так" начали продажу музыкальной литературы и нотных сборников одного из самых крупных в мире музыкальных издательств - американской компании Hal Leonard. В этой публикации мы предлагаем вам краткий обзор трех гитарных учебных пособий серии Berklee Press, выпущенных Hal Leonard в содружестве с, пожалуй, самым престижным музыкальным учебным заведением мира, готовящим специалистов для работы в тех самых "буржуазных" направлениях и стилях современной музыки, с которыми никак не мог найти общего языка наш, почивший "в бозе", "Великий и Нерушимый" - колледжем Беркли.
Berklee Basic Guitar
Это гитарное пособие так же, как и следующее ("A Modern Method for Guitar"), создано Вильямом Ливитом, руководившим гитарным факультетом колледжа Беркли с 1965 года и, практически, до конца своей жизни (1990). Оба эти курса направлены на развитие фундаментальных профессиональных навыков, не концентрируясь на таких узкоспециализированных задачах, как формирование музыкального лексикона джазового или рок-музыканта и оставляя учащемуся право самому решать вопросы собственной жанровой и стилевой направленности.
Berklee Basic Guitar представляет собой курс изучения основ музыкального языка одного из старейших и наиболее популярных музыкальных инструментов - гитары. Центральное место в этом учебнике занимают вопросы последовательного формирования технической готовности правой и левой руки гитариста, координации между ними и умения самостоятельно работать с музыкальным материалом.
Используя это пособие в качестве основы собственного обучения игре на гитаре, вы сумеете избежать длительного и скучного периода поэтапного освоения гамм, аккордов, табулатур, правил и приемов написания и чтения нот. Одной из основных и наиболее привлекательных особенностей этого учебника является его комбинаторная структура. Здесь все элементы предмета, традиционно называемого "Теорией музыки", очень органично переплетены между собой, непрестанно дополняя друг друга, поданы в предельно ясной и хорошо продуманной форме и регулярно чередуются с иллюстрационными пьесами в виде ансамблей для двух, трех или четырех инструментов. Если бы для учебных пособий была бы справедлива жанровая классификация, то Berklee Basic Guitar вполне можно было бы отнести к жанру триллера, где предчувствие грядущего делает все более и более увлекательным текущий процесс. Словом, если Вы решили продуктивно осваивать игру на гитаре и получать, при этом, удовольствие, обучение с использованием Berklee Basic Guitar, без сомнения, станет для Вас лучшим из всех возможных решений.
A Modern Method for Guitar
Еще один гитарный курс, созданный Вильямом Ливитом и являющийся основным обучающим источником в гитарной программе колледжа Беркли. В процессе своего обучения, этим курсом Вильяма Ливита пользовались множество выдающихся гитаристов, среди которых такие, как Джон Аберкромби, Бил Фрисел, Джон Скофилд, Лини Стерн, Майкл Стерн и Стив Вай.
В основу всех трех частей этого курса так же, как и в предыдущем издании, заложена комбинаторная структура, о бесспорных преимуществах которой мы уже упоминали в описании Berklee Basic Guitar. Нет никакой необходимости останавливаться и на высочайшей эффективности "Modern Method for Guitar". О ней более, чем красноречиво говорят имена звезд, основы исполнительского искусства которых формировались под влиянием этого учебного пособия.
Руководство разделено на три книги, каждая из которых соответствует определенному уровню подготовки студента - от изучения общемузыкальных основ и основ гитарной техники, в первой книге, до образования законченного комплекса владения исполнительскими навыками и фундаментальными принципами создания композиций и построения импровизаций, после прохождения всего курса. По окончании обучения Вы сможете абсолютно свободно пользоваться различными ритмическими и мелодическими конструкциями с использованием всего пространства грифа, "на лету" ориентироваться в соотношениях ладов и аккордов и в совершенстве овладеть приемами голосоведения и принципами построения аккордовых конструкций.
Berklee Practice Method: Guitar
Одно из одиннадцати, выпускаемых компанией Hal Leonard для различных инструментов, руководств по исполнительской практике в составе музыкального коллектива, объединенных общей рубрикой - "Get Your Band Together". В создании этой серии принимали участие двадцать профессоров и руководителей факультетов колледжа Беркли.
Как считает само руководство Беркли, основной причиной успеха как самого колледжа, так и бесчисленного множества его выпускников, является обширная игровая практика, которую его студенты проходят в репеториумах, участвуя в различных, по составу и жанровой направленности, музыкальных коллективах. Вот как об этом говорит исполнительный вице-президент музыкального колледжа Беркли, Гари Бартон: "Когда вы играете с другими музыкантами, вы учитесь таким вещам, которым невозможно научиться никаким другим способом. Учителя - неоценимы, самостоятельная практика - критична, но исполнение в составе оркестра является наиболее ценным опытом". И это - то, чему учат руководства этой серии, давая необходимые для этого теоретические знания и готовя вас к непосредственному участию в работе живого оркестра.
Учебник содержит восемь основных глав, которые, за исключением последней, посвященной применению приема "stop time", рассматриваются особенности оркестровой игры на гитаре в стилях рок, блюз, свинг, фанк, легкий фанк, хард-рок и босса-нова. В состав учебного комплекта входит аудио-CD с иллюстрационными и обучающими треками, записанными профессорами и руководителями факультетов колледжа в составе: Rich Appleman (bass), Larry Baione (guitar), Jim Odgren (alto sax), Casey Scheuerell (drums) и Paul Schmeling (keyboards). Каждая из, записанных на диске, восьми композиций содержит по нескольку треков, записанных для иллюстрационных целей, использования их в качестве аккомпанимента или как треки для освоения правильного тайминга и фразировки.
Данныый обзор является собственностью киевского магазина Мир Музыкальных Инструментов "Тик-Так" и вэб-сайта "tic-tac.kiev.ua". Публикации на других ресурсах возможна только при наличии обязательной ссылки на URL: https://tic-tac.kiev.ua